Виталий Манин рассуждает о творчестве Архипа Ивановича Куинджи
|
|
Александр Бенуа
Леонид Волынский, часть 1
Леонид Волынский, часть 2
Григорий Островский
Виталий Манин
Виталий Манин, часть 2
Виталий Манин, часть 3
Виталий Манин, часть 4
Виталий Манин, часть 5
Виталий Манин, часть 6
Виталий Манин, часть 7
Виталий Манин, часть 8
Виталий Манин, часть 9
Виталий Манин, часть 10
Виталий Манин, часть 11
Виталий Манин, часть 12
Виталий Манин, часть 13
Виталий Манин, часть 14
Виталий Манин, часть 15
Соломон Воложин
Николай Рерих
Владимир Петров
Дмитрий Шорскин
|
|
|
В истории русского искусства XIX века имя Архипа Ивановича Куинджи сопровождалось множеством легенд. Прежде всего, это происхождение.- Обучение и становление художника еще мало изучены. Загадки преследовали его от рождения до смерти.
Фамилия Куинджи турецкого происхождения, а не греческого. Так, может быть, Куинджи не грек? Почему, не успев вступить в Товарищество передвижных художественных выставок, вышел из него? Почему, достигнув огромной популярности у публики своими знаменитыми произведениями, замолчал на тридцать лет? Откуда возникло у художника богатство, которое он пожертвовал молодым дарованиям и на организацию общества художников его имени?
Казалось, что свой уникальный живописный дар он получил от бога. Воспользовавшись им, он преодолел традиции и выработал свою систему творчества, далеко не исчерпанную последователями. За короткий срок ему удалось привить уважение к себе учеников Академии художеств, испытываемое ими до конца дней своих.
При жизни Куинджи ходили легенды о его страстной привязанности к разного рода живописи. Сохранились художественные документы - замечательные рисунки известного сатирика П.В.Щербова, изображающие Куинджи, врачующего птиц на крыше своей мастерской.
Куинджи был глубокий философ и гуманист, затворник и общественный деятель, бунтарь и хитрый дипломат, радетель художников и художественного образования, любимец молодежи и ненавистник чиновных особ, наивный человек и осторожный политик.
Память о Куинджи хранилась долго и не только в обществе, им основанном, но и в сознании всех знавших его почитателей и учеников. А их оказалось немало. Воспоминания о великом учителе долгое время доходили из Индии от Н.К.Рериха, почтенного ученика. Однако свидетельств о жизни Куинджи почти не сохранилось. Достоверна одна подпись, по-детски крупная, исполненная с трудом, очевидно, вследствие небольшой грамотности. Куинджи умел писать замечательные полотна и с трудом - буквы.
Как могло все уместиться в одном лице - тоже загадка биографии Архипа Ивановича Куинджи.
Загадки биографии Куинджи начинаются с даты его рождения. Все имеющиеся документы противоречивы. В Центральном государственном историческом архиве в «деле Куинджи» хранятся три паспорта. Даты рождения в них соответственно обозначены 1841,1842 и 1843 годы. Наиболее вероятным представляется 1842 год. К такому выводу склоняют побочные документы, в разное время выданные Куинджи управой города Мариуполя, в котором он родился, советом Академии художеств и другими учреждениями.
Глубокую тайну хранит детство художника. При жизни Куинджи не любил высказываться о себе, вспоминать трудности. После его смерти Общество имени А.И.Куинджи направило двух своих членов - С.М.Дудина и И.А.Джанеева - на родину замечательного художника для сбора о нем сведений. Художники опрашивали родственников и земляков. Дудин попутно фотографировал места, связанные с детством Куинджи. Несмотря на недостаточность собранных документальных материалов, они ценны своей достоверностью, так как исходят от очевидцев.
Нет сомнений, что Архип Иванович родился в семье грека-сапожника Ивана Христофоровича. Но Иван Христофорович был не только сапожником, одновременно он занимался хлебопашеством.
В метрике Куинджи значится под фамилией Еменджи. Обе фамилии - Еменджи и Куинджи - турецкого происхождения. В среде мариупольских греков говорили по-татарски. Сам художник, будучи уже в зрелом возрасте, отлично объяснялся с крымскими татарами. Но понимал и греческий. Как известно, крымские татары долгое время являлись вассалами Турции. Поэтому перевод многих фамилий крымских татар и отатарившихся греков можно сделать посредством поисков основы в турецком языке. Понятие «трудовой человек» - Еменджи - не расходится с истинным социальным положением Ивана Христофоровича, сапожника, занимающегося к тому же и хлебопашеством.
В семье Куинджи хранились воспоминания о лучших временах, когда дед Архипа Ивановича был золотых дел мастером. Куинджи - по-турецки ювелир, мастер, изготавливающий изделия из золота и серебра. По сведениям М.П.Неведомского, фамилия Куинджи появляется лишь в переписи 1857 года, когда Ивана Христофоровича уже не было в живых. Однако воспоминания о «благополучном» деде долго жили в большой семье Куинджи. Это обстоятельство нашло отзвук в переведенной на русский язык фамилии родного брата Архипа Ивановича Спиридона Ивановича Куинджи - Золотарева. В виде на жительство 1870 года фамилия Куинджи приведена в первоначальном звучании Куюнджи (золотых дел мастер).
А.И.Менделеева вспоминает слова самого Архипа Ивановича, сказавшего однажды, будто настоящая фамилия его Шаповалов. Это утверждение, видимо, результат недоразумения. Шаповалова - девичья фамилия Веры Леонтьевны, жены Архипа Ивановича, гречанки по национальности, имевшей, кстати, и татарскую фамилию - Кетчерджи.
Куинджи считал себя русским, предками своими называл греков, которые со времен античности населяли Причерноморское побережье, а затем горно-степные районы Крыма. Они стойко охраняли православную веру и культуру от турецкой и татарской ассимиляции. После завоевания Екатериной II Тавриды многие из них были выселены в легендарные места, в степи реки Кальчика, древней Калки, где некогда произошла жестокая битва русских с татарами. Греки, предки Куинджи, поселились в 1770-х годах в окрестностях бывшей крепости Павловск, по их просьбе переименованной в Мариуполь.
В мариупольском предместье Карасевке (от татарского наименования Кара-су), в маленьком доме, притулившемся на краю обрыва, открывавшего широкие горизонты долины Кальчика и Азовского моря, родился Архип Иванович Куинджи.
В 1845 году неожиданно умирает отец, вскоре мать. Осиротевшие дети, в том числе и трехлетний Архип, воспитываются попеременно у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. Будущему художнику не удалось получить регулярного образования. Родственники пытались сначала обучить его у «вольного» учителя, слегка знавшего греческую грамматику. После этого Архипа отдают в городскую школу. Вероятно, это было то начальное учебное заведение, которое в первые годы переселения греков в Мариуполь организовал для паствы митрополит Костанжоглу
По воспоминаниям школьного товарища Куинджи, Каракаша, Архип учился плохо, зато рисовал постоянно. К десятилетнему возрасту неполный курс наук был окончен, вернее, прекращен. Малолетнего Архипа определили к строительному подрядчику, у которого будущий художник исполнял обязанности «казачка», а затем вел записи приема кирпича.
От строительного подрядчика Куинджи переходит к хлеботорговцу Аморетти комнатным мальчиком. В биографии Куинджи 1855 год явился рубежом, когда тяготение его к рисованию, к искусству явно усилилось. Знакомый Аморетти хлеботорговец Дуранте, проживавший в Феодосии, посоветовал юнцу отправиться в Крым к знаменитому Айвазовскому. Он снабдил его рекомендательным письмом к маэстро, а также к А.И.Фесслеру, работавшему и одновременно учившемуся у Айвазовского. Адольф Иванович Фесслер - молодой живописец, ему в то время было около тридцати лет, самостоятельным художником еще не стал.
Однако слыл лучшим копиистом марин феодосийского мастера. Первая его картина, еще подражательная, относится к 1856 году. По всей видимости, начальные уроки живописной грамоты Куинджи получил не у Айвазовского, а у Фесслера, но не удовлетворенный обучением, он вскоре возвращается в Мариуполь.
продолжение...
|